Пояснительная записка Учебный план – нормативный документ, содержащий структуру образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения с учетом его специфики, учебно-методического, материально-технического оснащения и кадрового потенциала. Данный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки, распределяет время для реализации образовательной деятельности в группах детей. Целостность педагогического процесса в учреждении обеспечивается путем реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ – детский сад № 9, разрабатываемой на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, с учётом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой и адаптированной основной образовательной программы МАДОУ - детский сад № 9, разработанной на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» / под ред. Н. В. Нищевой. Учебный план МАДОУ – детский сад № 9 на 2023-2024 учебный год составлен в соответствии со следующими нормативными документами: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования", - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», - Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», - Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 08.11.2022 г. № 955 «О внесении изменения в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"», - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2), - Санитарные правила СП 2.4.1.3648-20, «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28; - Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.43598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16, - Устав МАДОУ – детский сад № 9, - Лицензия на осуществление образовательной деятельности. Основные цели учебного плана: - регламентировать организацию образовательного процесса; - установить формы и виды организации образовательного процесса; - определить количество недельной образовательной нагрузки по каждой возрастной группе. Распределение количества образовательной деятельности основано на принципах: - соблюдения права воспитанников на дошкольное образование; - дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход; - соотношения между обязательной части (не менее 60% от ее общего объема обязательной части Программы) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%.) частями учебного плана; - сохранения преемственности между обязательной и вариативной (модульной) частями; - отражения специфики МАДОУ – детский сад № 9: учёт приоритетного направления деятельности – коррекционно-развивающего (дети с нарушениями речи) и оздоровительного (часто болеющие дети); содержание регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Образовательная деятельность строится с учетом основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка вразличных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требо ваний, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации развития детей. Реализация содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста определяется основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ детский сад № 9 (ООП ДО). Учебный план обеспечивает реализацию ООП ДО в различных видах деятельности. Структура учебного плана В учебном плане определены направления развития детей дошкольного возраста по возрастным группам, с расчетом количества основных видов непрерывной непосредственно образовательной деятельности по основным направлениям развития дошкольников с указанием времени, отведенного для организационной деятельности в течение недели. Объём образовательной нагрузки в течение недели соответствует санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2), Объем недельной образовательной нагрузки для каждой возрастной группы, представлена пятью направлениям развития и образования (образовательными областями), обеспечивающими социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие и предполагает комплексность подхода с учетом принципа интеграции различных видов деятельности. Образовательная деятельность в МАДОУ – детский сад № 9 строится по трем направлениям: организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, образовательная деятельность в самостоятельной деятельности. Каждый вид образовательной деятельности отражен в учебном плане. Образовательная деятельность направлена на создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Организованная образовательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительную, музыкальную. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности, в том числе и в форме занятий. Особое внимание уделяется гигиене организации и проведения организованной образовательной деятельности с детьми, обеспечивается рациональное сочетание умственной и физической нагрузки, а также достаточная двигательная активность ребенка в течение дня. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.д. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 50 и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.д. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Инвариантная (обязательная) часть учебного плана составляет не менее 60%, но не более 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, в инвариантной части Плана определено минимальное количество занятий, отведенное на образовательные области, определённые в приказе № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Инвариантная (обязательная) часть обеспечивает планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования. Содержание программы реализуется по следующим направлениям развития и образования детей: физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому развитию, художественно эстетическому. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности. Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи; художественная литература. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивно-модельная деятельность; музыкальная деятельность. Образовательная область «Физическое развитие»: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура. Длительность одного периода непрерывной непосредственной образовательной деятельности может быть сокращена за счет увеличения длительности предыдущего либо последующего занятия, проводимого в сюжетно-игровой или интегрированной форме. Вариативная часть составляет не более 40%, но не менее 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования, обеспечивает вариативность образования. В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входят: - регионального компонент, - формирование основ безопасного поведения дошкольников, - традиции детского сада и группы, - проектная деятельность, - познавательно-исследовательская деятельность. Их соотносят с основной частью Программы по принципу углубления и расширения содержания. Содержание регионального компонента реализуется как часть во всех видах организованной деятельности педагога с детьми. Одним из направлений реализации образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Основой создания, укрепления и развития группы дошкольников является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей: игра, познание, общественно полезная работа, бытовой труд, деятельность по художественному творчеству, спорту и т. д. Всякая деятельность является объективным фактором формирования группы. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь. Проектная деятельность – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, предполагает интеграцию различных образовательных областей и основывается на потребностях и интересах детей. Познавательно-исследовательская деятельность – это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. В ходе познавательно - исследовательской активности воспитанники знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать интерес к самостоятельному изучению мира. В систему познавательно-исследовательского взаимодействия включены следующие виды активности: - наблюдения; - проведение опытов; - коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек; - просмотр мультфильмов или роликов познавательного содержания с последующимобсуждением; - работа с наглядными тематическими материалами (рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, рисунков, схем); - оформление тематических выставок; - сбор коллекций (например, коллекции необычных игрушек, коллекции открыток, растений и др.); - разыгрывание фантазийных путешествий по странам и континентам, в ходе которых дошкольники узнают о традициях разных национальностей, различиях климата и способа проживания; - поисково-исследовательские проекты. Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее физическое, социальнокоммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Таким образом, учебный план МАДОУ – детский сад № 9 соответствует требованиям действующих на текущий момент нормативно-правовых документов, утвержденных в системе дошкольного образования Российской Федерации. Объём образовательной нагрузки, реализуемой в организованной образовательной деятельности с воспитанниками МАДОУ – детский сад № 9 Обязательная часть ООП ДО Образовательные области и виды детской деятельности Группа раннего возраста (2-3 года) (длительность занятия 10 минут) неделя год Младшая группа (3-4 года) (длительность занятия 15 минут) Средняя группа (4-5 лет) (длительность занятия 20 минут) Старшая группа (5-6 лет) (длительность занятия 25 минут) Подготовительная к школе группа (6-7 лет) (длительность занятия 30 минут) неделя год неделя год неделя год неделя год ОО «Социально-коммуникативное развитие» Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в течение всего времени пребывания ребёнка в группе детского сада во всех видах детской деятельности ОО «Физическое развитие» Физкультура в 3 раза 105 занятий 2 раза 70 занятий 2 раза 70 занятий 2 раза 70 занятий 2 раза 70 занятий помещении в неделю 17ч 30 мин. в неделю 17ч 30 мин. в неделю 23ч 20 мин. в неделю 29ч 10 мин. в неделю 35ч Физкультура на 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий прогулке в неделю 8ч 45 мин. в неделю 11ч 40 мин. в неделю 14ч 35 мин. в неделю 17ч 30 мин. ОО «Познавательное развитие» Математическое 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий 2 раза 70 занятий развитие в неделю 8ч 45 мин. в неделю 11ч 40 мин. в неделю 14ч 35 мин. в неделю 35 часов Ребенок и 1 раз 35 занятий в неделю 5ч 50 мин. окружающий мир Ознакомление с 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий окружающим в неделю 8ч 45 мин. в неделю 11ч 40 мин. в неделю 14ч 35 мин. в неделю 17ч 30 мин. ми ром ОО «Речевое развитие» Развитие речи. 2 раза 70 занятий Художественная в 11ч 40 мин. литература неделю Речевое развитие, 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий 2 раза 70 занятий 3 раза 105 занятий основы в неделю 8ч 45 мин. в неделю 11ч 40 мин. в неделю 29ч 10 мин. в неделю 52ч 30мин. грамотности ОО «Художественно-эстетическое развитие» 2 раза 70 занятий 2 раза 70 занятий 2 раза 70 занятий 2 раза 70 занятий 2 раза 70 занятий Музыка в неделю 11ч 40 мин. в неделю 17ч 30 мин. в неделю 23ч 20 мин. в неделю 29ч 10 мин. в неделю 35ч 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий 1 раз 35 занятий 2 раза 70 занятий 2 раза 70 занятий Рисование в неделю 5ч 50 мин. в неделю 8ч 45 мин. в неделю 11ч 40 мин. в неделю 29ч 10 мин. в неделю 35ч Лепка / Конструирование Лепка, аппликация Конструирование, ручной труд Всего занятий 1 раз в неделю 35 занятий 5ч 50 мин. - - - - 10 занятий 1ч 40 мин. 350 занятий 58ч 20 мин. - - - - - - - - 1 раз в неделю 1 раз в неделю 11 занятий 2 ч 45 мин. 35 занятий 8ч 45 мин. 35 занятий 8ч 45 мин. 385 занятий 96ч 15 мин. 1 раз в неделю 1 раз в неделю 11 занятий 3 ч 40 мин. 35 занятий 11ч 40 мин. 35 занятий 11ч 40 мин. 385 занятий 128ч 20 м. 1 раз в неделю 1 раз в неделю 13 занятий 5 ч 25 мин. 35 занятий 14ч 35 мин. 35 занятий 14ч 35 мин. 455 занятий 189 ч 45 м. 1 раз в неделю 1 раз в неделю 15 занятий 7 ч 30 мин. 35 занятий 17ч 30 мин. 35 занятий 17ч 30 мин. 525 занятий 262 ч 30 м. Вариативная часть ООП ДО Направление Виды детской деятельности Формирование основ безопасного поведения Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкальнохудожественной). Традиции детского сада и групп Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной). Проектная деятельность Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной). Познавательно-исследовательская Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, деятельность, в т.ч. экспериментальная продуктивной, музыкально-художественной). Региональный компонент Образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, продуктивной, музыкальнохудожественной). Примерное распределение образовательной деятельности в ходе режимных моментов (совместной деятельности педагога с детьми) Формы образовательной деятельности в режимных моментах Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социальноэмоционального опыта Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю Подготовительная Группа раннего Младшая группа Средняя группа Старшая группа к школе группа возраста Общение Ежедневно, Ежедневно, Ежедневно, Ежедневно, Ежедневно, в течение дня в течение дня в течение дня в течение дня в течение дня Ежедневно, Ежедневно, Ежедневно, Ежедневно, Ежедневно, в течение дня в течение дня в течение дня в течение дня в течение дня Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр Индивидуальные игры с детьми (сюжетноЕжедневно Ежедневно Ежедневно 3 раза в неделю ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Совместная игра воспитателя и детей (сюжетноЕжедневно 2 раза в неделю 3 раза в неделю 2 раза в неделю ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) Театрализованные игры 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели Подвижные и малоподвижные игры Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Познавательная и исследовательская деятельность Опыты, эксперименты, наблюдения (в том 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели 1 раз в 2 недели числе экологической направленности) Наблюдения за природой (на прогулке) Ежедневно Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей Творческая мастерская (художественный труд 1 раз в неделю по интересам) Чтение литературных произведений Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Трудовые поручения (индивидуально и Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно подгруппами) Трудовые поручения (общий и совместный 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели труд) Беседы и разговоры с детьми по их интересам Примерное распределение самостоятельной деятельности детей в течение дня Режимные моменты Распределение времени в течение дня Средняя группа Старшая группа Младшая группа Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема Самостоятельные игры в 1-й половине дня до 10 минут до 25 минут до 40 минут до 20 минут Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке Игры перед уходом домой В день Всего в неделю Подготовительная к школе группа до 50 минут до 15 минут до 30 минут до 40 минут до 20 минут до 20 минут до 20 минут до 30 минут до 15 минут до 1 ч 55 мин. до 8 ч 45 мин. до 25 минут до 2 ч 20 мин. до 11 ч 40 мин. до 40 минут до 3 ч 15 мин. до 16 ч 15 мин. до 50 минут до 4 ч 15 мин. до 21 ч 15 мин. Время пребывания детей в МАДОУ – детский сад № 9 Группа раннего возраста в день в неделю Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов (совместная деятельность педагога с детьми) Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога Дневной сон Пребывание ребёнка в группе детского сада Младшая группа в день до 30 мин. Средняя группа в неделю в день 2 ч 45 мин. до 40 мин. Старшая группа в неделю в день до 3 ч 40 мин. 1 ч 15 мин. в неделю в день до 1 ч 30 мин. в неделю до 20 мин. 1ч 40 мин. 8 ч 40 мин. 43 ч 45 мин. 7 ч 05 мин. 35 ч 15 мин. 6 ч 40 мин. - - 1 ч 55 мин. 7ч 2 ч 10 мин. 12 ч 25 мин. 3 ч 15 мин. 16 ч 15 мин. 4 ч 15 мин. 21 ч 15 мин. 3ч 15 ч 3ч 15 ч 2 ч 30 м. 12 ч 30 м. 2ч 10 ч 2ч 10 ч 12 ч 60 ч 12 ч 60 ч 12 ч 60 ч 12 ч 60 ч 12 ч 60 ч 31ч 25мин. 5 ч 30 мин. 5 ч 25 м. Подготовительная к школе группа 28 ч 20 мин. 3 ч 45 мин. 7 ч 30 м. 21 ч 15мин.