25.06.2024
Нередко от малышей можно услышать такие необычные слова, которые поражают взрослых своей изобретательностью, оригинальностью и точностью.
- Какой ты диктун, папа!
- Это не твоя воспитательница, она всехлюдная!
- Муж стрекозы – стрекозел.
К.И. Чуковский писал: «У двухлетних и трехлетних детей такое чувство языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны». Что же такое – детское словотворчество?
Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала с помощью общих правил родного языка носит название словотворчества. Если ребенок не владеет готовым словом, он его «изобретает» по известным ему правилам. Поэтому эти придуманные детьми слова хоть и новы для взрослых, но вполне понятны по своему назначению и логике, в словаре ребенка всегда можно найти аналогию такому изобретению. Период словотворчества возникает на третьем, четвертом году жизни и исчезает к пяти – шести годам, когда ребенок уже в основном усвоил правила и нормы родного языка.
Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, лежащие в основе образования новых слов:
1. «Осколки слов», когда часть какого-нибудь слова используется как целое. «Лепь» - то, что вылеплено, «прыг» - прыжок.
2. К корню одного слова прибавляется окончание другого – «чужие окончания»: «красняк» - синяк, «помогание» - помощь.
3. Одно слово составляется из двух – «синтетические слова».
К.И. Чуковский называл их гибридными словами: «безумительно» - безумно и изумительно, «бананас» - банан и ананас.
В своей книге «От двух до пяти» писатель восхищался детской способностью к словотворчеству, называя ее «завоеванием грамматики»: «Малыши готовы бесконечно жонглировать разными формами слов, так как пока не знают исключений и правил. … В глаголах меня особенно восхищают приставки, виртуозно придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии, какой придает им народ. Углазиться, выпузырить, распакетить, задверить, натабачить, приудобиться, обснегиться – здесь ребенок никогда не ошибется. … И разве не изумительно, что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне овладевает всем этим обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение каждой из них. Взрослый иностранец, хотя бы он изучал наш язык много лет, никогда не достигнет такой виртуозности».
В настоящее время существует такая точка зрения, что словотворчество представляет собой вполне закономерный процесс, а не творческий, и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических правил родного языка. Но почему же тогда часто словарный «арсенал» ребенка так уникален? Есть слова, которые присутствуют в речи почти всех детей – «всехний», «всамделишный», «взаправду», но такие, как, «разливательная» (ложка), «прекрасник», «насмарканный» (платок), «утьком» (гуськом про уток) встречаются единожды и не повторяются. Каждый ребенок использует данный ему набор правил языка самостоятельно. А.Н. Леонтьев утверждает: «Постепенное усвоение ребенком взрослого языка есть, в сущности, не присвоение этого языка, но его самостоятельное конструирование». Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка, о его развитом воображении, о его способности к развитию речи, и далеко не каждому ребенку такая способность дана.
Это особенно заметно в последние годы, когда идет тенденция к задержке речевого развития у детей. Редко встретишь сейчас ребенка так смело и непринужденно играющего словами, как во времена Чуковского. Логопеды чаще работают с детьми, для которых словотворчество недоступно. В основном это дети с общим недоразвитием речи, нуждающиеся в коррекции лексико-грамматического строя речи. Эти дошкольники долго не замечают грамматической изменяемости слов, для них значима только лексическая основа слова. «Префиксы, суффиксы и окончания являются для него (ребенка – логопата) меняющимся окружением основы, не обладающим конкретным значением, представляя тем самым физиологически слабый словесный раздражитель, который не воспринимается детьми», - пишет Н.С. Жукова в своей работе «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».
Следовательно, задача взрослого и состоит в том, чтобы обратить внимание ребенка на грамматические способы словоизменения и словообразования, сделать их важными и значимыми в речи малыша. Существует много приемов, игр, упражнений по развитию грамматической изменяемости слов. Дети сначала усваивают нормативные правила образования слов, затем стараются придумать, «изобрести» новые слова.
В этом очень помогают такие игры, как «Инопланетяне», «Изобретатели», «Полминутки для шутки», «Фантазеры».
Например, можно дать детям ряд слов: «Как называется человек, который учит детей? А как вы думаете, называется человек, который много читает? Мыслит, размышляет? Ребята, давайте придумаем название человеку, который много ругает, хвалит и т. д. Если ребенок начинает образовывать слова с суффиксом « тель» - значит этот постфикс стал для него понятным, значимым.
Или, игра «Инопланетяне»: к нам прилетели неизвестные жители с далекой планеты, которые называют себя «румпы». Как будет называться один инопланетянин? А его малыш? А два малыша? Так закрепляем суффиксы «ата», «ята», «онок», «енок».
«Изобретаем слова для кошки Карамельки» (активизация слов – притяжательных прилагательных). Хвостик чей? («Карамелькин»). Чьи ушки? («Карамелькины») и т. д.
Образование сложных слов: сам катит – это самокат, сам ходит – самоход. Как по-другому можно назвать холодильник, если он сам охлаждает продукты? («Самоохладитель»). А печку, она наоборот сама нагревает? («Самогрелка, самонагреватель»).
В игре «Фантазеры» даем название «вкусному» дождику: снег падает – это снегопад, а если бы падал сыр, чипсы, пицца, как назывался бы такой «дождь»? Домик Совы в мультфильме про Винни Пуха называется «Совешник». Придумайте названия домиков для Кенгуру, Бегемота, Черепашки.
Все необычное нравится детям, активизирует их внимание, пробуждает в них творческое начало. Такие игры и упражнения помогают детям вслушиваться в слова, подмечать префиксы, постфиксы, с помощью которых образуется нужное слово, а, значит, и предупреждать нарушения письменной речи в школе.
УДАЧИ!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.06.2024
Дата обновления: 25.06.2024
Дата публикации: 25.06.2024